Психология как лотерея.
Мы, подростки, мало кому доверяем, тем более психологам. У нас могут быть отвратительные отношения с родителями и одноклассниками, ужасные результаты в учебе, и вы утверждаете, что, поговорив с человеком, который «разбирается в этом», все может исправиться? Кто вообще в это поверит?
Они же не волшебники, чтобы сделать так, что все наши проблемы просто исчезнут. Однако лично мы не относимся к ним с пренебрежением, скорее со скепсисом. Да и может быть, испытав это на себе, наше мнение изменится... а может и нет.

Мне повезло, мои отношения с родителями достаточно хорошие. Я стараюсь не врать им и знаю, что могу попросить совета. Конечно, иногда мы ссоримся, но стараемся избегать этого. Но не все такие удачливые, как я. Многие мои знакомые и друзья не доверяют своим родителям. Но есть и те, чьи отношения в семье сложно даже охарактеризовать. Они будто существуют отдельно друг от друга. Непонимание стало для них постоянным, на него вовсе больше не обращают внимания. Например, один из моих друзей 2 недели жил на даче из-за ссоры с родителями. А знакомый украл у них деньги, чтобы съездить к друзьям в другой город. Сейчас каждый третий признается, что у него проблемы в
семье. И как психологические тренинги смогут помочь исправить ситуацию?
Нужно разобраться...
Мы взяли интвервью у одного из психологов, участвующих в фестивале, чтобы разобраться в теме.
Но еще до включения камеры атмосфера созданная человеком, чья работа заключается в эмоциональной поддержке, была напряженной, а это довольно важная составляющая интервью. Также в одном из своих ответов она сказала, что ее собственная семья помогает ей ориентироваться в работе. Возможно, мы излишне придирчивы, но как это может помочь? Разве то, что происходит в рамках ее семьи не должно оставаться внутри? Каждой семье нужен свой подход, и чтобы его найти, необходимо узнать все, что повлияло на возникновение проблемы; на примере одних людей не вылечить других. Поэтому, услышав эти ответы, мы лишь убедились в том, почему представленные ими образцы поведения не могут всегда быть полезными.

Реальная оценка.

  • Многие семьи, признавая свои проблемы, не обращаются к психологам, а пытаются исправить их сами. Но, наверное, отсутствие гарантии на успех не является главным поводом не обращаться за помощью.
  • Другой причиной сложившейся ситуации является стереотип. Мы ведь живем в России, у нас в приципе считается, что психологи - для психов, и если «сосед маминой подруги» пойдет к нему, о нем сразу заговорят. Так что ни один уважающий себя человек не обратится к ним за помощью.
  • Также, как мы уже сказали, психологам нельзя дать одно или два решения для всех. Поэтому, слушая лекцию на «СемьяФесте» мы ощущали лишь непонимание. Наталья Горева говорила про отношния родителей к подросткам. Основным ее тезисом было то, что взрослые должны общаться с ними на равных. Но нам, со стороны подростков, были непонятны советы выступающей. Мы не критикуем ее, мы просто знаем, что можно отреагировать совсем не так, как она говорит. Кто-то, например, прислушается к мнению родителей. А кто-то специально сделает все противоположное. И кроме этих банальных вариантов есть еще сотни других, о которых не упоминается. Но именно они и составляют основную массу возможных реакций детей.
  • Получается, процент тех, кому действительно смогут помочь такие советы, очень мал: один из сотни обратится за помощью, одному из тысячи действительно помогут. Такая статистика оставляет желать лучшего.
Как это исправить?
  • Для начала, чтобы решить проблему, нужно осознать ее наличие. Потом нужно желание решить ее. Этот пункт, пожалуй, самый важный. Без него работа любого специалиста бесполезна. Можно ходить на тренинги, слушать различные советы, но о настоящем решении не может быть и речи до тех пор, пока человек с уверенностью не скажет: «Я хочу это исправить». Только тогда, просмотрев предлагаемые варианты, можно сформировать свой собственный.
  • Сами психологи же, увы, не могут «заставить» человека захотеть. Никакие мотивационные речи не помогут. Это часто практикуется, например, в школах. Я говорю о лекциях, где рассказывается о вреде алкоголя, сигарет и где призывают к саморазвитию. Они ведь никогда по-настоящему не работают. Единственное, что мне вспоминается из информации, представленной там - смешная фотография мальчика в слайде про курение и шутка друга на эту тему. Школьники не воспринимают такое всерез. И возникает логичный вопрос: как заставить человека смотреть на вещи по-другому?
  • На данный вопрос ответил соавтор этой работы: «Я думаю, проблема именно в том, что люди пытаются поменять сознание других, что в корне неправильно. Любое наставление психолога, учителя, родителей зачастую - попытка внушить что-либо человеку, не дав даже задуматься о возможных плюсах и минусах. Объясню на примерах - психолог, работающий с человеком, у которого проблемы в семье, говорит: «Ваши проблемы появляются из мелочей, постарайтесь относиться к ним спокойнее». Учитель говорит ученикам: «Курить нельзя, у вас будут серьезные проблемы со здоровьем». Родители говорят своему ребенку: «Не сиди долго за компьютером, у тебя будет плохое зрение, и там ты ничего умного не найдешь!»
    Все эти советы правильные, но в каждом случае попытка внушения чего-либо - утверждение, и в этом проблема. Попытка изменить сознание, говоря банальные вещи, не давая подумать человеку самому, ни к чему не приведет. Получается, что куда эффективней было бы задавать простые вопросы, а не советовать, не общаться как с «партнером». И только когда человек, отвечая, задумается и поймет, что он не прав, сознание действительно можно изменить.»
  • Мы не хотим сказать, что профессия психолога бесполезна. Но нельзя говорить, что, придя на сеанс, ваши проблемы вмиг исчезнут. Что-то
    изменится только тогда, когда человек сам этого захочет!
X s Max
Анастасия Нащекина
Идея, тект
г. Красноярск МАОУ гимназия №10 10 класс
Дмитрий Лучинин
Фото и видеосъёмка, монтаж, оформление сайта
г. Красноярск МАОУ гимназия №10 10 класс
Написано Нащекиной А.С. и Лучининым Д.В.
Made on
Tilda